Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Сделать отдых безопасным и интересным – задача педагогов. Педагоги и родители понимают, что во время отдыха обучение не заканчивается, начинается активная пора социализации, продолжение образования. Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых.
В этих условиях лагерь с дневным пребыванием является как формой организации свободного времени детей, так и пространством для привития художественно-эстетической культуры, сохранения и укрепления здоровья, повышения творческой активности, воспитания таких качеств личности как патриотизм, ответственность, коммуникативность. «Здоровое детство - это здорово» – эта формула становится девизом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
- потребностью в развитии у учащихся таких качеств личности как ответственность за себя и свои поступки, чувства гордости за свою страну;
- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;
Многие семьи нашего села находятся в сложных социальных и материальных условиях. Организация оздоровительного детского лагеря поможет родителям в организации отдыха детей, способствовать оздоровлению и воспитанию.
Нормативно – правовое обеспечение программы
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991 г.;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Феде-рации";
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей";
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Устав МБОУ «Кармановская средняя школа»;
- Положение о лагере с дневным пребыванием детей МБОУ «Кармановская средняя школа»;
- Приказ МБОУ «Кармановская средняя школа» «Об организации летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием»;
- Должностные инструкции работников;
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
- Санитарно-гигиенические нормы;
- Инструкции по ТБ, противопожарной безопасности;
- Заявления от родителей;
- План работы на смену.
Программа деятельности лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное
воспитание ребенка, организацию активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни, воспитания активных граждан общества путем включения в реализацию проекта «Орлята России». Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Участниками данной программы являются учащиеся школы в возрасте от 6,6 до 17 лет.
Цель: создание условий, интересных, разнообразных по форме и содержанию для обеспечения полноценного отдыха, оздоровления детей и их творческого развития .
Задачи:
- Создать условия для активного и здорового отдыха детей.
- Формирование устойчивой мотивации на здоровье у обучающихся, педагогов, родителей.
- Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Способствовать формированию таких качеств личности как ответственность и патриотизм.
- Повысить общую культуру детей
- Воспитывать чувство товарищества, дружбы.
- Обеспечить ребенку комфортную эмоциональную среду, ситуацию успеха и развивающего общения.
- Формировать качества, составляющие культуру поведения, санитарно- гигиеническую культуру.
ЛОУ должно стать не только социальной защитой, но и площадкой для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Программа лагеря предусматривает различные оздоровительные и досуговые мероприятия, которые позволяют детям полноценно отдохнуть после учебного года, поправить свое здоровье, узнать много нового и интересного.
Одним из основных факторов, влияющих на нормальное развитие ребенка, является правильное питание. Программа лагеря предусматривает систему мероприятий по соблюдению правил гигиены, режиму питания, правилам поведения во время приема пищи.
Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по организации отдыха и деятельности воспитанников школы в летний период:
- Образовательная деятельность;
- Оздоровительная деятельность:
- Трудовая деятельность;
- Культурно-досуговая деятельность.
Направления деятельности
Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с реализацией заданий треков проекта
«Орлята России», то есть, с историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края, города. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока используется оборудование детской площадки, спортивного зала. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Трудовая деятельность – одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в детях, — это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. Форма деятельности – тимуровская помощь: благоустройство пришкольного участка; уход за зелеными насаждениями, полив цветов; уход за комнатными растениями; дизайнерские работы: оформление стендов, художественных мини-галерей, уход за братскими захоронениями в селе.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общих лагерных и отрядных мероприятий. (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.) Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам, калейдоскопам, КТД и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Педагогические принципы реализации программы.
1.Личностный подход в воспитании:
-признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
-добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
-обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитание
-опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
-изучение и освоение Смоленского края;
4. Гуманизация межличностных отношений:
-уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
-уважение и терпимость к мнению детей;
-самоуправление в сфере досуга;
-создание ситуаций успеха;
-приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
-защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
-создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
-отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
-создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены(дня);
-взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
-активное участие детей во всех видах деятельности.
6. Средовой подход к воспитанию:
-педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
Основное содержание программы.
Механизм реализации программы
Тематическая программа рассчитана на 1 смену организации отдыха и оздоровления детей в летний период. Ведущая технология программы –игровая.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Игры, соревнования, спортивные поединки, сюжетно-ролевые игры дают большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка.
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Направление |
Формы деятельности |
Художественно-эстетическое воспитание. Это направление отражает в себе художественное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Это направление должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни.
|
|
Спортивно-оздоровительное воспитание. В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.
|
|
Гражданско-патриотическое воспитание. Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
|
|
Экологическое воспитание. Это направление включает в себя изучение особенностей края. Бережное отношение к природе, лесу, воде.
|
Экологический десант; «Экологическое ассорти»; «Зеленый патруль»; Экологические игры на местности. |
Льготные категории граждан
Первоочередное право на отдых и оздоровление в каникулярное время (летнее) в лагерях дневного пребывания за счёт субвенции, предоставляемой Департаментом Смоленской области по образованию и науке муниципальному образованию "Гагаринский муниципальный округ" Смоленской области (бесплатное питание) имеют следующие категории детей в возрасте от 6, 6 лет до 17 лет включительно:
- дети- сироты;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети- инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья (имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии);
- дети, проживающие в семьях, получающих государственные пособия на детей в Смоленской области;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- дети- жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических и технологических катастроф, стихийных бедствий;
- дети мобилизованных, контрактников и добровольцев, находящихся в зоне СВО;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети- жертвы насилия;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети из неблагополучных семей (по данным социального педагога школы)
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (согласно акту обследования материально-бытовых и жилищных условий школьной комиссией)
Для остальных детей осуществляется двухразовое питание с привлечением средств родительской платы на основе договора об организации отдыха и оздоровления детей, заключенного с родителями (законными представителями) ребенка.